Отстой. Российский цирк на обочине культурных событий |

Казалось бы, Всемирный фестиваль молодёжи и студентов – самый подходящий повод продемонстрировать молодым иностранным гостям достижения российского циркового искусства. Тем более, что язык цирка не требует перевода. Тем более, что цирк – искусство молодых.

Отстой. Российский цирк на обочине культурных событий
На официальном сайте Росгосцирка почётное место занимает цитата из гордого заявления Министра культуры РФ Мединского В.Р.: «Мы на первом месте в мире в области циркового искусства».

Казалось бы, Всемирный фестиваль молодёжи и студентов – самый подходящий повод продемонстрировать молодым иностранным гостям достижения российского циркового искусства. Тем более, что язык цирка не требует перевода. Тем более, что цирк – искусство молодых.

Однако, 15 октября 2017 года в Сочи отмечено абсурдным совпадением двух событий. К открытию Всемирного Фестиваля молодёжи и студентов руководство Российской государственной цирковой компании приурочило... окончание работы программы в Сочинском цирке.

Разрекламированный «Мировой тур» Марицы и Дана Запашных, на самом деле представляющий гастроли по России с проездом через Сочи, «умные головы» Росгосцирка так вписали в гастрольный график компании, что гости Всемирного фестиваля молодёжи смогут увидеть только погрузку программы и помахать ей вслед.

Министерство культуры России и Росгосцирк не только не позаботились о том, чтобы Сочинский цирк, вошел в число площадок Фестиваля, но негостеприимно закрыли его двери, можно сказать, перед носом гостей, спланировав простой в связи с пересменкой программ.

Причина столь неприглядной ситуации видится многим в том, что реконструкция Сочинского цирка, профинансированная Минкультом к Зимней Олимпиаде-2014, в отличие от объектов деревни Олимпийской стала деревней Потёмкинской, ограничившись косметическим ремонтом. И потому сегодня здание цирка не соответствует современным критериям и требованиям, а значит не вписывается в концепцию приема взыскательной иностранной молодёжи.

Однако, провалом в Сочинским цирке дело не ограничивается. Посмотрим, были ли реализованы возможности представить российский цирк на других мероприятиях Всемирного Фестиваля молодёжи и студентов.

Впервые в истории фестивального движения в грандиозном молодёжном празднике задействована вся страна. В рамках фестиваля с 14 по 17 октября 2017 года запланировано проведение региональной программы для более 1500 иностранных участников в 15 регионах Российской Федерации.

В числе городов региональной программы – Екатеринбург, Красноярск, Оренбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тюмень, Ярославль. В каждом из этих городов есть стационарные цирки. Но все они закрыли двери в зрительные залы на весь период проведения Фестиваля перед самым приездом гостей, как и в Сочи, согласно гастрольному графику проходит пересменка программ. В рамках культурной программы ВМФС-2017 пройдут разнообразные фестивали – джазовый, современной музыки, радиостанции «MAXIMUM», уличной культуры.

Росгосцирк тоже мог бы поучаствовать в фестивальном движении: Фестивалем цирковой режиссуры в Санкт-Петербурге и детско-юношеским фестивалем в Сочи, которые прежде проводились как раз осенью.

Но они похерены, и обещанная им замена пока что существует только на словах. А Десятый юбилейный Всемирный фестиваль клоунов в Екатеринбурге запланирован по срокам много позднее. Площадки фестиваля радуют многообразием: «Новый театр», «Танцевальная академия», «Молодёжный фотоцентр», спортивные соревнования, мастер-классы. ЦИРКА НЕТ!

Цирки не задействованы даже в «Международном молодёжном кинофоруме», хотя в Год кино были оснащены кинооборудованием, на который Министерство культуры РФ выделило из федерального бюджета 220 миллионов рублей. Киносеансы планировалось проводить в дни отсутствия представлений. Пересменка программ – тот самый случай, но и здесь цирки оказались не у дел.

Что уж говорить о неучастии цирка на интерактивной площадке «Библиотека будущего», если от «Виртуального музея цирка» с его уникальной библиотекой назначенцы Мединского в Росгосцирке не оставили никаких следов!

И как не испытывать чувство горечи от того, что среди людей, «истории которых меняют мир к лучшему», на престижнейшем молодёжном форуме не прозвучало имя циркового Маресьева – Виталия Смолянца, ценой собственного здоровья подарившего жизнь другому человеку и своей работой вселяющего веру в силу человеческого духа в тысячи цирковых зрителей?!

Почему не поинтересоваться и не поделиться своим опытом на площадках «Как творчество становится механизмом помощи нуждающимся», «Благотворительность и филантропия», когда в российских цирках более или менее постоянно проводится работа с людьми с ограниченными возможностями, мастер-классы и благотворительные акции?!

Отчего не инициировать обсуждение молодёжной аудиторией животрепещущей проблемы «Животные в цирке» на одной из дискуссионных площадок?

Как случилось, что в то время, когда в большинстве российских цирков ежегодно снижается количество представлений, падает посещаемость и доходы растут, главным образом, за счет удорожания цен на билеты и сопутствующие услуги, цирковые администраторы и пиар-менеджеры остались за бортом фестивальной программы: «Новые медиа. Как привлечь аудиторию»?!

Объяснения могут прозвучать самые разные.

Кто-то обвинит в головотяпстве, недальновидности, пассивности функционеров Росгосцирка как отраслеобразующей составляющей.

Кто-то адресует упреки руководству Министерства культуры РФ в поверхностном, однобоком отношении в цирковому делу. Будучи на ВФМС-2017 спикером в дискуссии «Международная культура – глобальные вызовы», В.Р. Мединский не уделил должного внимания организации участия цирков в этом важном форуме.

Кто-то полагает, что закрытие цирков на период проведения Всемирного фестиваля связано с творческим кризисом в Росгосцирке. Несмотря на недавнее сообщение главного режиссера Центра циркового искусства о выпуске в этом году «18 новых конкурентноспособных номеров и двух новых программ», они не настолько новы, чтобы заинтересовать молодёжную аудиторию, а успехи российских участников на цирковых фестивалях держатся на «старых дрожжах» и на тройке-пятерке достойных, но уже примелькавшихся исполнителей, кочующих с одного конкурса на другой.

Кто-то констатирует: коммерциализация в цирках при Мединском дошла до того уровня, когда прокатчики, в том числе и наиболее финансово состоятельные братья Запашные, предпочли престижу участия в XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов-2017 заработок без дополнительных вложений.

По отдельным ли причинам или по их совокупности, но российский цирк оказался на обочине культурных событий страны, в отстое. 


А вот ответит ли кто-то за этот отстой – не ясно.


Женя Мельник


Читайте также:

«Психотерапия» в Росгосцирке
http://www.procircus.ru/articles/society/psikhoterapiya_v_rosgostsirke_/


Уж закулисный
http://www.procircus.ru/articles/economics/uzh_zakulisnyy/

Выборы. Постановочный спектакль Мединского и Запашных
http://www.procircus.ru/articles/society/vybory_postanovochnyy_spektakl_medinskogo_i_zapashnykh/

Очковтиратели Росгосцирка удовлетворили заместителя Министра культуры РФ А. Журавского http://www.procircus.ru/articles/economics/ochkovtirateli_rosgostsirka_udovletvorili_zamestitelya_ministra_kultury_rf_a_zhuravskogo/

Росгосцирк. Готовь сани летом, а премию себе – зимой!
http://www.procircus.ru/articles/society/rosgostsirk_gotov_sani_letom_a_premiyu_sebe_zimoy_/

Слава и ее Геростраты
http://www.procircus.ru/articles/society/slava_i_ee_gerostraty_/

Росгосцирк. Проходной двор или Каждый суслик – агроном
http://www.procircus.ru/articles/society/rosgostsirk_prokhodnoy_dvor_ili_kazhdyy_suslik_agronom_/

Вкус, идентичный натуральному
http://www.procircus.ru/articles/society/vkus_identichnyy_naturalnomu/

Кино – это всегда немного больше, чем просто цирк
http://www.procircus.ru/articles/society/kino_eto_vsegda_nemnogo_bolshe_chem_prosto_tsirk/

Алё, гараж!
http://www.procircus.ru/articles/economics/alye_garazh/



Прикрепленные файлы:


Актуальные новости

AlfaSystems massmedia K3FN2SA