Мысли вслух |

У государства клянчить тугрики становится всё сложнее, потому что их просто нет. Победить сможет интеллект, технологии и маркетинг. Но прежде всего стратегия, а ее нет.

Мысли вслух
На протяжении более 25 лет я наблюдаю за цирком со стороны. Так сложилась судьба – ветер перестройки унес меня как перекати-поле в бескрайние степи бизнеса далеко от моего родного дома, далеко от моей родного Союзгосцирка. Но любовь к цирку стала еще сильней – в разлуке она настаивается, как хороший коньяк, годами.

Сразу скажу у меня нет интереса в цирковом бизнесе, я не хочу никого обижать или критиковать. Я просто высказываю мысли вслух и ваше право соглашаться с ними или нет. А если эти мысли принесут кому-то пользу, буду только рад.

Много лет большая часть энергии циркового руководства (будь это чиновники или бывшие артисты-руководители) была устремлена в создании или участие в различных локальных и международных фестивалях. Шарфики разных цветов мелькают на протяжении долгих лет уже по всей России, почти одни и те же члены жюри в них напоминают мне совет старейшин в синагоге.

Что это дало? Увеличилось количество зарубежных гастролей? Нет. Они практически исчезли. Получили больше дотаций от государства на творчество? Нет. Они сократились. Подняли мировой престиж Росгосцирка, прибыль, корпоративный капитал, создали эффективные постановочные группы, новые идеи, новые шоу? Нет. Долги с каждым годом возрастают, а новыми идеями, а тем более их воплощением даже не пахнет. Это всё равно что тяжело больного человека не лечить, а гримировать. Выглядеть он будет с утра лучше, но к вечеру умрет.

Я не против фестивалей, но, на мой взгляд, для Росгосцирка они не должны быть приоритетом. Цирк Дю Солей практически не участвует в фестивалях и это не помешало ему стать самой популярной компанией в мировой индустрии развлечений. Нужно перестать бить себя в грудь как Тарзан и кричать на весь мир мы лучшие, мы самые... самые... Голый тухес лозунгами не закроешь. И у государства клянчить тугрики становится всё сложнее, потому что их просто нет. Победить сможет интеллект, технологии и маркетинг. Но прежде всего стратегия, а ее нет.

Мне кажется, обладая таким огромным количеством недвижимости в центре городов по всей стране (имеется в виду цирки и гостиницы) и так неэффективно их использовать могут только идиоты или ворюги. Ведь грамотная эксплуатация недвижимости может закрыть все расходы Росгосцирка, создать капитал для творчества и достойной оплаты всем работникам компании. Но для этого так же как в творчестве нужен талант, опыт и современные технологии. Не обязательно их придумывать. Можно трансформировать уже опробованные успешные мировые аналоги на структуру Росгосцирка и не мешать, а, наоборот, увеличить творчески и коммерчески эффект гастрольной деятельности. Таких идей немало и они уже показали свою перспективность в многих странах мира. Нужны профессионалы, они есть. Их можно пригласить, но, естественно, заплатить хорошие деньги. В конце концов это будет намного выгоднее, чем тянуть убыточную баржу долгие годы с мели на мель.

Концепция развития цирковой деятельности до 2020 года, на мой взгляд, – бюрократическая писанина. Я читал, там нет ничего близко напоминающее прибыль. Все это построено на принципе «много пудры и дайте денег». Нужно инвестировать ещё имеющие деньги в разработку реальных прибыльных идей по недвижимости, творчеству, гастрольной деятельности и брать под эти бизнес-планы кредиты у банков под залог недвижимости и гарантию государства и делать...делать. Если бизнес план и воплощение правильные, то они будут прибыльными. Сначала в виде эксперимента на одном цирке. Удачно – пошли на все. Не удачно. Определили в чем ошибки, исправили и пошли дальше. Есть мировые аналоги и они помогают понять принцип и адаптировать их на цирковую специфику.

Росгосцирк на дотации государства. Тогда дотаций должно быть достаточно и для развития и для нормального существования. Этого нет и вряд ли будет. А то что выделяют, не поможет. Это всё равно что лечить рак зеленкой. Просить государство выделить достаточную сумму в виде кредита под реально прибыльный бизнес-план. Льготный процент с возвратом в виде будущей прибыли и налоговых отчислений.

Поверьте, сейчас самое время суетиться, иначе в ближайшие годы даже рожек не останется от национальной компании. И, в принципе, дело не в том, кто руководитель (хотя это безусловно имеет значение). Дело в том, какое видение на развитие компании он имеет – штопает дырки или шьет новые штаны. В течение 3-х лет денег на цирк не будет вообще. Пора решать проблему инструментами рыночной экономики и привлекать умы, технологии и опыт, неважно они местные или зарубежные. Не игнорировать разум, технологии и специалистов. Не важно кто принесет идею – простой ходулист, создавший миллиардную корпорацию развлечений, или трижды народный артист. Главное – эффективность идеи.

Но для этого нужно уметь видеть «картинку целиком», а значит создать такую атмосферу, чтобы в Росгосцирк люди могли и хотели приносить свои идеи. Как говорили мудрецы, посадите дерево и птицы слетятся. Руководители последних нескольких лет поставили вокруг старого дерева таких пугал, не то что птицы, драконы не хотят прилетать.

А новые высказывания об ограничении гастролей иностранных цирков пугают ещё больше. И не понятно что это, тотальное безумие или северокорейский синдром? Только в конкуренции бизнес становится эффективным и гибким. Другое дело создать инструменты по развитию Российского цирка.

Выход на мировые рынки. Рассуждения о том, что кто-то не пускает российский цирк на мировые рынки чистой воды демагогия. Возьмите глобус и посмотрите, в каждой второй стране вы увидите, что цирковые номера из России и бывшего СССР работают по всему миру. Вопрос в умении создавать новые номера и концептуальные шоу и удивлять страну необычным, так чтобы интерес возник не только во всех соседних странах, но и в мире. А для этого нужна идея, и не одна. А за идеи нужно платить и постановочной группе, и артистам, воплощающим ее, и платить много. Чтобы это понять нужно смотреть вперед на несколько лет. Цирк Дю Солей в начале пути платил большие деньги и режиссерам, и артистам, а только когда сделал себе имя, создал бренд, стал сокращать расходы.

Взять процент семейного рынка развлечений в США и зарабатывать большие деньги? Возможно! Да, не просто. Но сейчас большая часть рынка, ранее занимаемая Ринглинг Бразерс и Биг Эйпл, свободна. Они уходят, так как их концепции устарели и на животных в том виде, в котором они работали, больше прибыль не сделаешь. Место свободно для новых идей семейного цирка. И, если вы имеете с чем выйти на семейный рынок, то не проблема русский вы или канадец. Вам никто препятствовать не сможет. В этом прелесть свободного рынка – всегда есть место для новых замыслов. И хорошие идеи всегда побеждают, а демагогия не работает.

И говорить о том, что вот не будем пущать иностранцев и от этого мы станем лучше - утопия. Вы еще интернет приказом Министерства культуры запретите.
Свои мысли озвучил.

А. Утесов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора


Читайте также:

Алё, гараж!  http://www.procircus.ru/articles/society/alye_garazh/


Росгосцирк. Щиплет Федосья чужие колосья, а прибыли нет
http://www.procircus.ru/articles/society/rosgostsirk_shchiplet_fedosya_chuzhie_kolosya_a_pribyli_net/


Вкус, идентичный натуральному
http://www.procircus.ru/articles/society/vkus_identichnyy_naturalnomu/


Кино – это всегда немного больше, чем просто цирк
http://www.procircus.ru/articles/society/kino_eto_vsegda_nemnogo_bolshe_chem_prosto_tsirk/


Затягивайте потуже свои пояса, работники Росгосцирка
http://www.procircus.ru/articles/society/zatyagivayte_potuzhe_svoi_poyasa_rabotniki_rosgostsirka/



Прикрепленные файлы:


Актуальные новости

AlfaSystems massmedia K3FN2SA