Мыльный пузырь Или бренд под покровительством Мединского? |

Став генеральным директором Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Э.В. Запашный назначил брата, А.В. Запашного, художественным руководителем БМГЦ, а маму, Т.В. Запашную, своим заместителем с правом подписи.

Мыльный пузырь Или бренд под покровительством Мединского?
Владимир Ростиславович Мединский вряд ли был знаком с Вальтером Михайловичем Запашным, но именно его семью выбрал из всех цирковых и взял под своё покровительство, предоставив карт-бланш Э. Запашному, о чём Эдгард Вальтерович неоднократно упоминал в многочисленных интервью.

Г-н Мединский заступил на пост Министра культуры России в мае 2012 года.

В это время Эдгард и Аскольд Запашные находились в статусе артистов Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания».

Являлись ли братья Запашные лучшими как артисты в своём основном жанре? Возможно. Но по мнению специалистов – работа дрессировщиков хищников, когда в паре один артист постоянно страхует другого, не идёт в сравнение с сольной работой. Работа братьев в других жанрах специалистами тоже не оценивается как лучшая. Этим объясняется отсутствие у братьев Запашных высшей награды циркового фестиваля в Монте-Карло, которой отмечены другие мастера отечественного цирка, хотя они дважды участвовали в этом самом престижном цирковом конкурсе.

А насколько «уникален» разрекламированный братьями рекорд, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса, подробно рассказал Народный артист России Николай Яковлевич Сквирский.

Может быть, Эдгард и Аскольд Запашные внесли свой вклад в разработку Концепции развития циркового дела в России на период до 2020 года, которую предстояло выполнять Мединскому? Увы, братья не только не принимали участия в разработке Концепции, но и в её двухгодичном обсуждении также не участвовали.

Тем не менее сначала Эдгард Вальтерович был выбран Мединским главным советником по всем вопросам цирковой деятельности, а позже его сменил Аскольд Вальтерович.

При этом братья не имели опыта руководства не только государственным или частным цирковым предприятиям, но даже опыта руководства программой. Руководителем программы с участием Запашных в Росгосцирке и одновременно директором ООО «Цирк братьев Запашных» являлась Татьяна Васильевна Запашная.
Однако, 19 ноября 2012 года Эдгард Вальтерович Запашный был признан победителем проведенного Министерством культуры РФ конкурса и возглавил Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского (БМГЦ). Владимир Ростиславович в очередной раз выделил Эдгарда Запашного из его цирковых коллег, когда назначил новоиспеченному генеральному директору БМГЦ зарплату, более чем в 5 раз превышающую заработную плату директоров других подведомственных Министерству культуры цирков, многие из которых удостоены правительством почетных званий и наград за многолетний добросовестный труд на посту руководителей цирковых предприятий.

Став генеральным директором Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Э.В. Запашный назначил брата, А.В. Запашного, художественным руководителем БМГЦ, а маму, Т.В. Запашную, своим заместителем с правом подписи.

Эти назначения не только были согласованы с Министерством культуры РФ, но и оставлены без изменения по сей день, несмотря на законодательство об ограничении совместной работы родственников на госпредприятиях. Мединский мотивирует это наличием династий в творческой среде, хотя в данном случае речь идет не о совместном творчестве, а об администрировании и распоряжении всеми ресурсами госпредприятия.

Министр культуры Мединский закрывает глаза и на то, что заместитель генерального директора БМГЦ Т.В. Запашная по сути является аффилированным лицом, так как продолжила руководить деятельностью ООО «Цирк братьев Запашных», основная деятельность которого та же, что и Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского – работа в сфере исполнительских искусств, – и предпочитает не замечать конфликта государственных и частных интересов в этой ситуации.

А поскольку Мединский позволяет, семья использует свой приход в государственный цирк с максимальной выгодой для продвижения своего частного бренда «Цирк братьев Запашных».

Чувствуя себя полноправными хозяевами БМГЦ, Запашные легко сдвигают границы между госсобственностью и частным бизнесом.

На официальном сайте БМГЦ вы не найдете информации о численности артистического и технического персонала, сведений о поголовье животных, ретроспективы выпущенных программ.

А если зададите в поисковике «официальный сайт ООО «Цирк братьев Запашных», откроется zapashny.ru, где вы увидите:

«Цирк братьев Запашных
Вы готовы увидеть цирк, о котором еще не знали и ощутить эмоции, которых никогда не испытывали? Тогда коллективу Цирка братьев Запашных есть, чем Вас удивить!
Команда из более 300 артистов, музыкантов, технических специалистов и обслуживающего персонала. Дрессированные животные, лучшие цирковые артисты, рекордсмены, мастера спорта, лауреаты международных цирковых премий и конкурсов.
Ежегодные премьеры – шоу на основе авторских сценариев братьев Запашных, с использованием ультрасовременных декораций, первоклассного света, живого звука, поражающих воображение костюмов и пиротехники.
Цирк братьев Запашных это – Великолепное шоу Поражающие сюжеты, костюмы и ошеломительный масштаб
Профессионалы – Жонглеры, акробаты, наездники, обладающие безупречной техникой исполнения номеров
Дрессированные животные и птицы – Делают представления непредсказуемыми и живыми.
Качество, выраженное в цифрах – 10 лет в сфере организации шоу, более 3 млн восторженных зрителей, более 500 аншлагов».

Может быть немалая доля перечисленного оплачивается государством в лице БМГЦ? Почему «Цирк братьев Запашных» непосвященным людям беззастенчиво представляет всё, как своё?
Почему программы, созданные в БМГЦ за государственный счёт, «Цирк братьев Запашных» позиционирует на своём сайте как часть их семейного бизнеса?

Более того, в рекламе программ причастность государственного цирка зачастую вообще не указывается.

Зато в рекламе присутствует не имеющий юридического статуса «Продюсерский Центр братьев Запашных». Этот лукавый ход, вероятно, делается для того, чтобы, рекламируя братьев Запашных, ООО «Цирк братьев Запашных» могло не платить за рекламу частного предприятия государственному цирку. Ведь виртуальному «Продюсерскому Центру братьев Запашных» генеральный директор ФГУП «Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского» Э.В. Запашный счёт предъявить не может.

И раз уж на сайте ООО «Цирк братьев Запашных» отражается «Качество, выраженное в цифрах» ради объективности дополним эту тему информацией Федеральной службой государственной статистики (Росстата), взятой из открытых источников.

Сравнение основных показателей деятельности самого большого цирка в Европе – государственного предприятия Большого Московского государственного цирка – и частного предприятия с уставным капиталом 10 тысяч рублей – ООО «Цирк братьев Запашных» (ЦБЗ) – далеко, о-очень далеко не в пользу БМГЦ.

Приведём примеры по результатам работы двух предприятий до того, как Э.В. Запашный стал директором БГМЦ (2011 год) и на дату последних бухгалтерских отчетов, опубликованных Росстатом (2015 год):

За 2011 г. чистая прибыль от всех видов деятельности ФГУП «Большой Московский государственный цирк» составила 36,7 млн.руб., а за 2015 г. – 6,6 млн.руб.
За 2011 г. чистая прибыль от всех видов деятельности ООО «Цирк братьев Запашных» составила 15,9 млн.руб., а за 2015 г. – 89,2 млн.руб.

Как видим, несмотря на громкие заявления Эдгарда Запашного об успехах вверенного ему государственного предприятия чистая прибыль в 2015 году оказалась на 30,1 миллионов меньше, чем до его прихода на должность генерального директора Большого Московского государственного цирка.

А вот чистая прибыль семейного предприятия Запашных стала на 73,3 миллиона больше по сравнению с той, которая была до прихода семьи Запашных в руководство БГМЦ.

И если в 2011 году чистая прибыль БМГЦ превышала чистую прибыль ЦБЗ на 20,8 млн.руб. или в 2,3 раза, то в 2015 г. уже чистая прибыль семейного ООО «Цирк братьев Запашных» превысила чистую прибыль Большого Московского государственного цирка на 82,6 млн.руб. или в 13,5 раз.

Ещё интереснее сравнить цифры прибыли, полученной государственным и семейным предприятием от основной деятельности – от работы в сфере исполнительных искусств.

БМГЦ в 2011 году получил от основной деятельности 19,8 млн.руб. прибыли, а в 2015 г. – 305,3 млн.рублей УБЫТКА!
ЦБЗ в 2011 году получил от основной деятельности 23,9 млн.руб. прибыли, а в 2015 г. – 164,0 млн. рублей ПРИБЫЛИ.

Это значит, что затраты по созданию и показу программ БМГЦ до прихода в БМГЦ Запашных не только окупались, но и приносили прибыль (19,8 млн.руб). А в 2015 году основная деятельность лучшего цирка России оказалась убыточной – себестоимость программ превысила выручку от продажи билетов, поступивщую в цирк, аж на 305,3 млн.рублей!

При этом окупаемость затрат семейного предприятия Запашных по сравнению с периодом, когда его деятельность не переплеталась с БМГЦ, повысилась в 2015 г. почти на 600 %.

Еще одна иллюстрация того, как удобно совмещать однотипную деятельность во взаимосвязанных предприятиях под руководством одной и той же семьи:

За 2011 г. 1 рубль всех затрат приносил БМГЦ 7,4 коп. чистой прибыли, а за 2015 г. – 0,5 коп. (снижение в 14,8 раз).
За 2011 г. 1 рубль всех затрат приносил ЦБЗ 6,3 коп. чистой прибыли, а за 2015 г. – 29,2 коп. (рост в 4,6 раза).

Уму непостижимый факт – рентабельность самого большого цирка России составила в 2015 году полкопейки и оказалась в 58,4 раза меньше, чем у частного предприятия с уставным капиталом 10 тыс.рублей!

Но такие странные показатели и их динамика В.Р. Мединского не смущает. А может он просто не успевает просматривать отчёты подведомственных учреждений?

Сравнение приведенных выше цифр может стать предметом детального анализа аудиторов Счетной палаты РФ, плановая проверка БМГЦ которой приближается. А может проверка и не случится – не зря же БМГЦ поторопятся передать Москве.

Ещё приближается срок окончания действия трудового договора, заключенного на 5 лет между Минкультуры и Э.В. Запашным. Уже 20 ноября этого года Министерство культуры обязано провести конкурс на замещение должности директора БМГЦ.

Возможно, Запашные хотят выйти из федерального подчинения в ведение города Москвы, что снимает проблемы и с проверкой Счетной палаты, и с проведением конкурса. И «добрый» Мединский идёт им навстречу, согласовывает передачу многомиллиардной федеральной собственности вопреки логике действий Министерства культуры, присоединившего к Росгосцирку Большой Санкт-Петербургский цирк, вновь нарушая законодательство в части назначения руководителей государственных унитарных предприятий (впервые это было сделано в отношении В.Ч. Гаглоева, кстати, протеже Э. Запашного).

В цирковом сообществе есть уважение и к династии Запашных, и к творчеству братьев, и к заслугам Эдгарда в деле популяризации российского цирка.

Но законные претензии и вопросы возникают.

Например, почему ни одно цирковое имя за весь период семейного руководства БМГЦ не «раскручено»?

Почему художественный руководитель БМГЦ Аскольд Запашный монополизировал право на новые постановки, лишая других режиссёров возможности продемонстрировать, а зрителей увидеть их мастерство?

Почему программы БМГЦ прокатываются посредниками и работают только в городах с миллионной численностью населения и в Санкт-Петербурге?

Почему в цирк на проспекте Вернадского стало труднее попасть ветеранам цирка?

Почему говоря о БМГЦ, все чаше Эдгард Вальтерович произносит «мой цирк», «мои артисты», «ко мне просятся», «мы с братом представляем ...»?

Остаётся слабая надежда, что В.Р. Мединский начнёт прислушиваться не только к избранным им отдельным личностям, а направит свои шаги навстречу всему российскому цирку.

И поймет, что нет принятия цирковыми вседозволенности, исключительности, раздувания мыльных пузырей. Рано или поздно Министр культуры РФ вынужден будет считаться с этим.


Женя Мельник


Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора.

Читайте также:

Зачем Запашные наводят тень на плетень вокруг БМГЦ
http://www.procircus.ru/articles/society/zachem_zapashnye_navodyat_ten_na_pleten_vokrug_bmgts/

Восстановление исторической и нравственной справедливости
http://www.procircus.ru/articles/society/vosstanovlenie_istoricheskoy_i_nravstvennoy_spravedlivosti/

Слава и ее Геростраты
http://www.procircus.ru/articles/economics/slava_i_ee_gerostraty_/


Редакция «ProЦирк» не выступает в роли судьи и не делает выводов о том, кто прав, кто виноват.
Портал «ProЦирк» является современной медийной площадкой – мы  публикуем разные мнения и материалы авторов с различными взглядами на мир и на цирковое искусство.
Любой желающий может выразить свою точку зрения по волнующей его теме.

Прикрепленные файлы:


Актуальные новости

AlfaSystems massmedia K3FN2SA