Первопроходец
Взяв листовку в руки Юрий раскрыл ее и обнаружил под фотографией спортсмена его личный автограф. Бабушка-продавец рассказала, что когда-то она восторгалась цирковым номером Новака и поэтому при первой возможности взяла у легендарного артиста автограф. Теперь, когда настали тяжелые времена, она вынуждена расстаться с реликвией. Естественно, что, работающий в цирке художник, не смог оставить листовку на ящике. Теперь листовка хранится в музее Самарского государственного цирка. Жаль только, мало кто из посетителей музея проявляет к ней интерес. А ведь Григорий Новак по-настоящему легендарный человек, имя которого навсегда осталось не только в истории спорта, но и в истории отечественного цирка. Он родился в Чернобыле, а в начале тридцатых годов семья переехала в Киев. Гриша рос коренастым парнем, отличался силой и часто не прочь был подраться. В те годы многие ограничивались обязательным семилетним образованием. И мальчик по окончании семи классов решил пойти работать. Вместе с отцом он рыл котлованы под строительство домов. Череез несколько лет юноша заметно окреп. В свободные минуты на строительной площадке возникали импровизированные конкурсы-схватки между строителями и грузчиками. Несмотря на молодость Гриша постоянно выходил победителем. Через некоторое время он пришел в секцию борьбы спортивного общества «Динамо». Даже на первых порах в секции ему не было равных. Преимущественно за счет физических качеств, не обладая никакой техникой, новичок клал всех на лопатки. А так как секция объединяла борцов и тяжелоатлетов, то тренер вскоре перевел его к штангистам. Это было в 1938 или 1939 году. А уже в 1940-м году дебютант Григорий Новак стал чемпионом СССР в полусредней весовой категории. Потом он еще десять раз завоевывать этот титул. Во время Великой Отечественной войны 22-летний Григорий Новак (ему отказали в отправке на фронт) в Новосибирске занимался подготовкой лыжных частей. В послевоенные годы имя Новака не сходило с газетных полос. Тогда не было другого спортсмена, который бы столь впечатляюще часто бил мировые рекорды. Сейчас это трудно представить, но чемпионов мира до Новака у нас в стране тоже не было. Только после Великой Отечественной войны советские спортсмены начали выходить на международную арену. И первыми это сделали тяжелоатлеты. В 1946 году сборная Советского Союза по тяжелой атлетике впервые отправилась выступать на чемпионат мира в Париж. На этом самом первом для наших спортсменов чемпионате мира самую первую золотую медаль, да еще с мировым рекордом выиграл Григорий Новак. Парижский триумф сделал Новака самым популярным из всех советских спортсменов. Он не разочаровал своих почитателей – за свою спортивную карьеру установил двадцать три рекорда мира и восемьдесят шесть рекордов СССР. Григорий Новак не был «баловнем судьбы». Это только казалось, что ему всегда легко и просто. В 1952 году в период печально известной «антикосмополитической» кампании, против первого советского чемпиона мира, выдающегося атлета ХХ века было сфабриковано «персональное дело». По приказу высшего спортивного руководства с Григория Новака сняли почетное звание заслуженного мастера спорта, дисквалифицировали, отменили выплату вознаграждения за установленные ранее рекорды. Но он не сломался и продолжал активную жизнь. Не имея вoзможности выступать на официальных соревнованиях, поступил в цирк. С 1955 года Григорий Новак – артист цирка, он стал силовым акробатом. Во все времена силачи в цирке демонстрировали свою силу по-разному. Александр Засс начинал свою цирковую карьеру еще в конце ХIХ века. Выступая под псевдонимом Железный Самсон, он разрывал пальцами звенья цепей, носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовшицей, отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами, c восьмиметрового расстояния ловил руками девятикилограммовое ядро, вылетавшее из цирковой пушки, лежа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди груз весом в пятьсот килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами, удерживал двух лошадей, разбегавшихся в противоположные стороны. Петр Федотович Крылов, замечательный профессиональный атлет и борец, выступавший в начале прошлого века на аренах цирков под именем «Король гирь», выступал в амплуа «борца-злодея». Обладая редкой мощью, он освоил много трюков, которые пользовались большой популярностью у зрителей: рвал цепи, завязывал узлом полосовое железо, поднимал лошадь со всадником, стоявших на платформе, выжимал штангу, в полых шарах которой помещалось по ассистенту, ломал подковы, гнул монеты, держал на платформе двадцать человек, кулаком разбивал камни. Он был знаменит не только своей силой, но и оригинальным чувством юмора. Показывая атлетические номера, Крылов их весело комментировал. Его коронным номером были упражнения с гирями, ловкость жонглирования которыми он не утратил и в 60 лет. Знаменитый Николай Георгиевич Жеребцов, тоже бывший спортсмен, в образе русского силача показывал в цирке атлетические трюки: вез на манеже расписную подводу с двадцатью седоками, вращал двенадцать человек на карусели, установленной у него на груди, поднимал платформу с двумя быками. Реквизитом Григория Новака стали спортивные снаряды. В цирковом манеже он органично соединил тяжелую атлетику с акробатикой. Известно, что штангист, легко поднимающий полтораста килограммов, не всегда удержит в стойке партнера, весящего значительно меньше, если он не знает акробатики. Уже в начале своей цирковой карьеры Новак показывал уникальный трюк – держал партнера на вытянутой руке, приседая, брал двухпудовую гирю и попеременно выжимал то ее, то партнера! Этот трюк до сих пор ни кем не повторен. Публика толпами шла на представления с участием прославленного атлета. А посмотреть и в самом деле было на что. Новак творил самые настоящие чудеса, огромные штанги и гири летали в его могучих руках. А главное – он не был похож на своих предшественников в цирке. Те, кто видел Новака на манеже, рассказывают, что это было незабываемое зрелище. На арену выходил скульптурно-атлетического сложения седой мужчина с очаровательной улыбкой, на широкой ленте через плечо сверкали многочисленные награды. Он необычайно легко жонглировал различными тяжестями и демонстрировал всевозможные силовые акробатические трюки. Одним из его коронных номеров был следующий: Новак делал «мостик», на грудь помещали щит, на который въезжала автомашина с пассажирами. Публика ревела от восторга. Позднее с Григорием Новаком стали выступать его сыновья Роман и Аркадий. Когда они жонглировали и шутя перебрасывались пятикилограммовыми мячами, это зрелище напоминало игры обитателей Олимпа. Именно в эти годы родился аттракцион, затмивший все, что было ранее создано цирковыми силачами. «Атлетическая поэма» – так назвался не имевший в мире аналогов семейный аттракцион. Это был апогей творчества Григория Ирмовича Новака. На манеже – гири и штанги, упражнения с живым и мертвым весом, статичные и в динамике В одном из трюков Новак удерживал на ногах трек, по которому мчались на мотоциклах сыновья… В другом трюке он ложился на спину, принимая на ноги штангу весом 230 кг, в руки брал 130-килограммовую. Дальше на ноги отца становился в свою очередь державший 60-килограммовую штангу Роман, а Аркадий выжимал стойку, опираясь на гриф штанги, которую держал в руках отец. Вес пирамиды составлял 600 кг – невиданная по тем временам масса. На глазах зрителей происходило удивительное превращение спорта в искусство. Сместился акцент всего выступления, в этом увлекательном спектакле появилась сверхзадача – рассказать о неограниченных возможностях Человека. А в центре внимания этого рассказа-спектакля не столько упражнения атлетов, столько столкновение их характеров. Вообще все, что делал Григорий Новак в разные годы на манеже цирка было уникально.Новак Подобных номеров и аттракционов ни в нашем цирке, ни в зарубежных не было и нет до сегодняшнего дня. И особенно жалко, что о легенде спорта и цирка слишком редко вспоминают, когда рассказывают о славных именах, прославивших нашу страну.

Лилия ХавинаОписание для анонса: Художник Самарского цирка Юрий Ивукин, возвращаясь домой, решил пройтись через ряды Губернского рынка, которые в народе именуются «барахолкой». Рассматривая разложенные на прилавках «раритеты», Юрий не смог пройти мимо листовки, на которой стояла эмблема Костромского цирка. В центре листовки крупными буквами было напечатано: «О спорте и цирке рассказывает первый советский чемпион мира, заслуженный мастер спорта, заслуженный артист РСФСР Григорий Новак».

Источник: http://www.procircus.ru/archives/?bitrix_include_areas=Y
© procircus.ru

Возврат к списку

Актуальные новости

AlfaSystems massmedia K3FN2SA